ГЛАВНАЯ ПОРТФОЛИО УСЛУГИ О КОМПАНИИ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ
Корпоративный календарь для ООО « Gilyoner »
Задача:
  • В календаре должны ф...
  • Разработка рекламной кампании

    Задача:
    Продукт: Мульт...

    Шрифт как орнаментальная форма.

    С этой точки зрения интересно рассмотреть художественные возможности, которыми обладает шрифт. На первый взгляд может показаться, что шрифт должен просто-напросто фиксировать определенный текст и передавать его смысл. Разумеется, главная цель любой надписи состоит в том, чтобы сообщать людям заключенный в ее словах смысл, но наряду с этим на нас воздействует и пластический и цветовой облик надписи. В этом легко убедиться, внимательно вглядываясь в обложки и титульные листы книг, в рекламные плакаты, в произведения промышленной графики и т.п. Надписи, которые мы в них находим, представляют собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определенном порядке чередуются геометрические "мотивы" - значки букв.

    Поэтому начертание каждой буквы, ее "рисунок" и способ композиционно-ритмического объединения букв в слове и слов в строке обладают эмоциональной выразительностью, сходной с той, какую мы обнаружили в геометрическом орнаменте. Не случайно в старину, и на Руси и особенно широко на Востоке, орнаментальный декор в архитектуре и посуде так часто строился на шрифтовой основе, а в рукописных книгах средневековья весь текст рисовался обычно как орнаментальный узор.

    У наших предков были серьезные основания рассматривать каллиграфию как вид искусства, и вытеснение рукописи книгопечатанием не могло уничтожить тех возможностей эмоциональной выразительности, которые заключены в графическом обозначении на бумаге человеческих мыслей. Эти возможности продолжают использоваться потому, что часто возникает потребность в том, чтобы читатель не только понял смысл надписи, но и почувствовал ее "эмоциональный ореол". Для достижения этой цели и используются средства, которыми "работает" орнамент.

    В самом деле, в зависимости от одного только начертания букв то же самое слово может производить совершенно различные эмоциональные впечатления. Возьмем, к примеру, слово "искусство": в первом случае оно кажется сухим и деловым, во втором - изящным и кокетливым, в третьем - активным, динамическим, в четвертом - прозрачно ясным и благородным. Но это только один способ получения необходимой выразительности шрифта. Дополнительные возможности предоставляет тут художнику многообразие композиционных сочетаний букв в слове: они могут строиться точно в ряд, как солдаты в строю, могут весело пританцовывать, ломая строй и образуя игривый хоровод, а могут тесно и опасливо жаться друг к дружке, нерасторжимо спаиваясь в слове. Выразительные возможности шрифта обогащаются использованием цвета: один и тот же текст будет по-разному восприниматься, если он написан черными буквами на белом фоне или красными на черном фоне; если все составляющие его буквы одного цвета или разных цветов. В приводимых на этой таблице примерах мы специально варьировали надпись для того, чтобы наиболее отчетливо показать, как выбор того или иного цветового приема обусловливается содержанием надписи, ее смыслом. Потому слово "солдаты", написанное обычным, "нейтральным" шрифтом, мы воспринимаем как часть какого-то информационного газетного заголовка, слова "солдаты революции" - как вынесенное на обложку название драматической по характеру повести, а слова "оловянные солдатики" - как написанное на коробке название веселой детской игры.

    Но тут весьма показательно еще и следующее: применение во всех этих трех случаях одного и того же шрифта и одной и той же композиции букв в словах оказывается явно неудачным - ведь создание полноценного художественного образа требует использования всех выразительных возможностей, которыми располагает искусство.

    Огромное значение имеет здесь, помимо всего сказанного, и отношение размера надписи к площади листа и ее расположение на нем точно в центре, вверху или внизу, строго горизонтально, диагонально и т.д. Искусство оформления книги дает много примеров разнообразного применения всех этих средств. Приведем четыре примера, интересных резким различием созданных художниками образов: замечательные обложки М.Добужинского к "Белым ночам" Ф.Достоевского и "Трем толстякам" Ю.Олеши, обложку С.Телингатера к "Буре" И.Эренбурга и суперобложку К.Владимирова для альбома "Ленинградские художники на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов". Произведения эти обладают разной художественной ценностью, но их сопоставление достаточно убедительно показывает, сколь многообразны эмоционально-выразительные возможности шрифта. В каждой из этих обложек по-своему использованы все средства орнаментальной выразительности надписи: начертание букв и их окраска, ритм построения слов, их расположение на плоскости. В сочетании с привлеченными на помощь изобразительными средствами они помогают читателю, который берет в руки книгу, получить образное впечатление о ее характере, проникнуться соответствующим ее содержанию настроением.
    Так подчиняется шрифт общим законам художественного построения и художественного воздействия орнамента.
    Возврат к списку статей
    О КОМПАНИИ
    Вас приветствует виртуальная дизайн-студия “S&J”. В нашу команду входят квалифицированные специалисты, владеющие всеми современными технологиями. молодые талантливые программисты, дизайнеры, художники помогут Вам создать индивидуальный облик. Мы не работаем ...
    (+38) 096.511.37.86
    info@sj-studio.com.ua
    © Все материалы и элементы дизайна сайта являются интеллектуальной собственностью "S&J studio".
    Перепечатка, воспроизведение в любой форме, в том числе и перевод, в любых  СМИ, в том числе в Интернете возможна только с письменного разрешения.

    Design by "S&J " - studio 2007


    Рейтинг@Mail.ru